Перевести страницу
0
Корзина пуста

          МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ ПАРФЮМЕРИИ  

     ул. Арбат, 36

    ежедневно 12.00 - 20.00

инфраструктура отдела публикации:

     МУЗЕЙ. ЗАБРОНИРОВАТЬ БИЛЕТ.

       МАГАЗИН ВИНТАЖНЫХ ДУХОВ

АРТ КОВОРКИНГ

En


- 30% по промокоду: Новый2018

 

Новогодние подарки с запахом волшебства! Нотки волшебства в каждом флаконе! Новогодние подарки. Духи


Утилизация и отходы

Российское законодательство об отходах

Краткий обзор основных законодательных актов, регламентирующих обращение с отходами в Российской Федерации

Нормативно-правовые документы, регламентирующие обращение с отходами в Российской Федерации подразделяются на:


  1. Федеральные законы, Кодексы и Постановления Правительства;
  2. санитарные нормы и правила;
  3. строительные нормы и правила;
  4. стандарты и технические условия;
  5. нормы и правила по обращению с опасными веществами и по работе на опасных объектах.


Федеральный закон №89-ФЗ от 24 июня 1998 года"Об отходах производства и потребления" определяет цели и основные принципы государственной политики в области обращения с отходами. Согласно ст.13, организация раздельного сбора отходов возложена на местные органы самоуправления. Законом регламентируются также правовые основы определения отходов как права собственности, нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами, правовые основы экологического контроля.

В качестве экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами (ст. 24) обозначено понижение размера платы за размещение отходов и применение ускоренной амортизации основных фондов. Однако механизм понижения платы не проработан, а ускоренная амортизация фактически заменена частью 2 Налогового Кодекса на повышающие коэффициенты (до 3-х).

Согласно ст. 4, организация, покупающая отходы I-IV класса опасности (даже в качестве вторичного сырья) должна иметь лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно статье 17, лицензированию подлежат следующие виды деятельности:


  • деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности);
  • заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;
  • заготовка, переработка и реализация лома черных металлов.


Оборот лома и отходов драгоценных металлов осуществляется на основании статьи 4 Федерального закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". Лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат сбору во всех организациях, в том числе в воинских частях и воинских формированиях, в которых образуются указанные лом и отходы. Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету и могут обрабатываться (перерабатываться) собирающими их организациями, в том числе воинскими частями и воинскими формированиями, для вторичного использования или реализовываться организациям для дальнейшего производства и аффинажа драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней.

Федеральный Закон №96-ФЗ от 4 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха», регламентирует требования к предотвращению вредного воздействия на атмосферный воздух отходов производства и потребления при их хранении, захоронении и обезвреживании (ст. 18).

Земельный Кодекс РФ в статье 13 обязывает землепользователей защищать земли от захламления отходами производства и потребления, загрязнения.

Федеральный закон №52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" регламентирует санитарные требования (ст.22) к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления.

Федеральный закон №131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"к вопросам местного значения поселения (ст.14, п.1, п.п.18) относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения муниципального района (ст.15, п.1, п.п.14) относит организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К вопросам местного значения городского округа (ст.16, п.1, п.п.24) относит организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Закон РФ "О недрах"регламентирует общие требования к обращению с отходами добычи и обогащения полезных ископаемых, а также использованию искусственных и естественных полостей, выемок недр для целей хранения и захоронения отходов.

Согласно Федеральному закону №184-ФЗ "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 года технический регламент устанавливает минимальные требования, обеспечивающие безопасность продукции или технологического процесса, обязательные к выполнению. Закон отменяет обязательный характер применения государственных стандартов (ст.12, 15). Технический регламент вводиться в действие законом. Согласно ст.17, любая организация может разработать и применять собственный стандарт, а также разработать и зарегистрировать собственную систему сертификации.

Кодекс "Об административных правонарушениях" №195-ФЗ от 30 декабря 2001 годаустанавливает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических правил при обращении с отходами (ст.8.2), а также ответственность за загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (ст.8.31).

В статье 247 Уголовного Кодекса РФ предусмотрена ответственность за производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил.

Закон №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года (ст.39) обязывает к обезвреживанию и безопасному размещению отходов, а ст.24 обязывает нормировать образование и лимитировать размещение отходов. Ст. 30 Закона обязывает лицензировать некоторые виды деятельности в области охраны окружающей среды согласно устанавливаемому Правительством перечню.

Экологические требования в области обращения с отходами регламентируются также в Водном кодексе Российской Федерации, Лесном кодексе Российской Федерации и Уголовном кодексе Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ № 554 от 24.07.2000 г. "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации" регламентирует требования к санитарно-эпидемиологическому нормированию сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления.

Регламентация учета и отчетности

В своем Постановлении № 818 от 26.10.2000 г. "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведении паспортизации опасных отходов"Правительство РФ поручает Министерству природных ресурсов РФ вести государственный кадастр отходов. Организация и ведение государственного кадастра отходов в части, касающейся обращения с бытовыми отходами, осуществляется этим Министерством и его территориальными органами совместно с Госстроем РФ. Министерству природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральным горным и промышленным надзором России, Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии поручается разработать и принять в установленном порядке нормативные правовые акты, регламентирующие правила инвентаризации объектов размещения отходов, отнесения отходов к конкретному классу опасности, учета в области обращения с отходами, а также порядок предоставления информации индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами.

Одним из элементов государственного кадастра отходов является банк данных о технологиях использования и обезвреживания отходов. Информация для формирования банка данных технологий использования и обезвреживания отходов предоставляется владельцами и разработчиками технологий переработки отходов на добровольной основе. Для формирования банка технологий используется регистрационная карта.

Приказ Министерства природных ресурсов РФ №786 от 2 декабря 2002 года "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" вводит в действие систему классификации отходов, основанную на видах источников образования отходов и их состава. Приказ №663 от 30 июля 2003 года "О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов"вводит расширенную классификацию, а также идентификацию по классу опасности, однако основанием для отнесения отхода к классу опасности это не является.

Данная система классификации отходов применяется при лицензировании, учете и отчетности, а также при определении платы за размещение отходов и установлении лимитов на размещение отходов.

Приказ МПР РФ №785 от 2 декабря 2003 года "Об утверждении паспорта опасного отхода"утверждает форму и инструкцию по заполнению паспорта опасного отхода. Согласно этой инструкции паспорт опасного отхода составляется на отходы, обладающие опасными свойствами и на отходы I-IV класса опасности для окружающей среды. Об этом говорит также п.3 ст.14 Закона "Об отходах производства и потребления" - на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.

Приказ МПР России №511 от 15 июня 2001 года "Критерии отнесения отходов к классам опасности для окружающей природной среды" устанавливает правила классификации отходов, в зависимости от нагрузки на окружающую среду. Эти критерии не учитывают способность отходов изменять свои свойства с течением времени, под воздействием природных факторов, а также не учитывают опасность продуктов горения отходов.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 144 от 16 июня 2003 года "О введении в действие СП 2.1.7.1386-03" вводит в действие "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. СП 2.1.7.1386-03". Эти правила определяют только 4 класса опасности токсичных отходов. Причем эти Правила не распространяются на радиоактивные, взрыво- и пожароопасные отходы, а также отходы, способные вызвать инфекционные заболевания (пищевые отходы, отходы лечебно-профилактических учреждений, осадки хозяйственно-бытовых сточных вод и т.п.).

Постановлением Росстата РФ №157 от 30 декабря 2004 года "Об утверждении статистического инструментария для организации Ростехнадзором статистического наблюдения за отходами производства и потребления" введена форма федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" для юридических лиц и частных предпринимателей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами производства и потребления. Порядок по заполнению и представлению формы № 2-ТП (отходы) утвержден Постановлением Росстата от 17 января 2005 г. № 1 " Об утверждении Порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления".

Перечень конкретных отчитывающихся субъектов хозяйственной деятельности определяется территориальными органами Ростехнадзора России. Класс опасности отхода для окружающей природной среды устанавливается по Федеральному классификационному каталогу отходов, а при отсутствии в каталоге сведений об отходе, на основании Критериев по отнесению опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом МПР РФ №511 от 15 июня 2001 года.

Для предприятий, осуществляющих заготовку, переработку и реализацию лома и отходов черных и цветных металлов, имеющих соответствующую лицензию, введена форма федерального государственного статистического наблюдения № 14-МЕТ (лом) "Сведения об образовании и использовании лома черных и цветных металлов" (Постановление Росстата от 24.07.2006 № 38 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения на 2007 год"). Форма №14-МЕТ (лом) распространяется только на лицензиатов и не охватывает оптовых торговцев. Форма не учитывает количество заготовленного бросового лома (только купленного или переданного в качестве давальческого сырья).

Учет твердых бытовых отходов ведется в графе 48 "вывоз твердых бытовых отходов" раздела 3 формы № 22-ЖКХ (сводная), утвержденной Приказом Росстата от 11.08.2009 № 168 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг".

Статистический учет лома и отходов драгоценных металлов и камней ведется по формам 2-ДМ, 4-ДМ и Приложению к форме N 2-ДМ "Сведения об остатках, поступлении и сдаче драгоценных металлов в виде лома и отходов для последующей переработки и аффинажа", согласно Постановлению Росстата от 14.11.2007 № 88 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минфином России статистического наблюдения за поступлением, расходом и остатками алмазов, драгоценных металлов и изделий из них".

Учет образования и использования отходов носит обязательный характер, однако, перечень предприятий, осуществляющих такой учет, определяется Ростехнадзором или другими ведомствами. Не приняты "Правила отнесения опасных отходов к конкретному классу опасности", разработка которых поручена МПР России по согласованию с заинтересованными ведомствами (Госстроем России и Минздравом России) согласно Постановлению Правительства №818 от 26 ноября 2000 года (п.2). Такое положение обусловило существование двух систем классификации опасности отходов (для окружающей природной среды и токсичности).

Таким образом, учет образования и использования отходов не охватывает целиком все образующиеся и используемые отходы.

Нормирование образования, использования и размещения

Постановление Правительства РФ № 461 от 16.06.2000 г. "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" регламентирует требования к установлению лимитов на размещение отходов, в том числе порядок предоставления документации, обосновывающей лимиты на размещение, а также установление нормативов образования отходов производства и потребления. Разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение должна проводиться на основании методических указаний Ростехнадзора (утверждены Приказом от 19 октября 2007 г. № 703 "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещением").

Лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Размещение отходов должно осуществляться на специально оборудованных объектах с разрешения природоохранных органов и с установлением лимитов.

Захоронение токсичных промышленных отходов I, II и III классов опасности допускается только на полигонах токсичных отходов, удовлетворяющих требованиям СНиП 2.01.28-85 "Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных отходов. Основные положения по проектированию".

Платежи за размещение отходов, льготы по платежам за размещение отходов

Постановление Правительства РФ № 632 от 28.08.92 г. «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» устанавливается порядок определение платы за размещения отходов производства и потребления на специализированных полигонах и санкционированных свалках.

Постановление Правительства РФ №344 от 12 июня 2003 года "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" устанавливает базовые ставки платежей за размещение отходов:

I класс опасности - 1739,2 руб./т.
II класс опасности - 745,4 руб./т.
II класс опасности - 497 руб./т.
IV класс опасности - 248,4 руб./т.
V класс опасности
добывающей промышленности - 0,4 руб./т.
перерабатывающей промышленности - 15 руб./т.
прочие - 8 руб./т.

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные в 2003 году, применяются в 2009 году с коэффициентом 1,62; а нормативы, установленные в 2005 году, - с коэффициентом 1,32 (Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ). О разъяснении применения коэффициента к нормативу платы см. письмо Ростехнадзора от 27.04.2007 N 04-09/452.

При сверхлимитном размещении отходов размеры платежей увеличиваются в 5 раз. При отсутствии у хозяйствующего субъекта оформленного в установленном порядке разрешения на размещение отходов платеж взимается в 25 кратном размере. Платежи за размещение отходов в пределах установленных лимитов засчитываются в себестоимость продукции, платежи за сверхлимитное и несанкционированное размещение отходов должны выплачиваться за счет прибыли. Для предприятий, осуществляющих природоохранные мероприятия, размеры платежей могут быть снижены в пределах понесенных ими затрат на эти цели. Перечень таких мероприятий определен в Приложении 2 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, утвержденных Минприроды России 26 марта 1993 года (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 марта 1993 г. № 190).

Платежи за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия относятся к фискальным сборам за право осуществления какой-либо деятельности, в частности - за право загрязнять окружающую среду (Определение Конституционного Суда Российской Федерации № 284-О от 10.12.2002г.). Платежи носят компенсационный характер, однако их размер вызывает сомнение в адекватности. В частности, поступающих платежей нахватает на финансирование рекультивации земель, занятых под свалками.

Регламентация трансграничного перемещения

Трансграничные перевозки опасных отходов регламентируются требованиями Федерального Закона №49-ФЗ от 24 ноября 1994 года «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением».

Согласно статье 17 Закона "Об отходах производства и потребления"ввоз на территорию Российской Федерации опасных отходов с целью их захоронения или обезвреживания запрещен.

Постановление Правительства №442 от 17 июля 2003 года "О трансграничном перемещении отходов"устанавливает Правила трансграничного перемещения отходов. Утвержден Перечень №1 отходов ввоз (вывоз) которых на территорию Российской Федерации осуществляется по лицензии Министерства промышленности и торговли с разрешения Ростехнадзора. Утвержден Перечень №2 отходов, ввоз (транзит) которых на территорию России запрещен, а вывоз осуществляется по лицензии Министерства промышленности и торговли с разрешения Ростехнадзора. Перечни включают токсичные и трудно перерабатываемые виды отходов.

Согласно Правилам и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401разрешения на трансграничное перемещение отходов выдает Ростехнадзор на каждое трансграничное перемещение опасных отходов. Для осуществления трансграничного перемещения опасных отходов заявитель обязан иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.

Ввоз опасных отходов допускается в целях их экологически безопасного использования. Трансграничные перевозки (транзит) отходов должны быть обеспечены финансовыми и страховыми гарантиями в соответствии с пунктом 11 статьи 6 Базельской конвенции.

Льготы по налогам

Специальных налоговых льгот, затрагивающих деятельность по обращению с отходами и вторичными ресурсами нет. На региональном уровне возможны льготы по налогу на землю и налогу на прибыль (в той части, которая подлежит зачислению в местный бюджет). Льготы устанавливаются местными нормативными актами, если таковые имеются. С учетом того, что индустрия переработки вторичных ресурсов достаточно капиталоемкая отрасль, льготы, предусмотренные для субъектов малого предпринимательства малоэффективны. В частности, согласно Главе 26.2 "Налогового Кодекса" субъектами малого предпринимательства, при определенных условиях, может быть использована упрощенная система налогообложения.

Регламентация сбора вторичного сырья

Организация раздельного сбора вторичных ресурсов возложена на органы местного самоуправления и федеральным законодательством не регламентируется.

Накопление отходов в местах образования должно осуществляться в специальные емкости, требования к которым определяются в соответствии с классом опасности собираемых отходов. Транспортировка опасных отходов должна осуществляться специализированным транспортом с соблюдением требований по безопасной транспортировке опасных грузов.

Заготовка вторичного сырья регламентируется "Санитарными правилами по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья" № 2524-22 от 22 января 1982 г., действие которых распространяется на следующие виды вторичного сырья, заготавливаемого от населения, предприятий и организаций:


  • сырье вторичное (тряпье) необработанное, состоящее из бывших в употреблении тканных, нетканых, вязаных, стеганых, шубных изделий, выработанных из натуральных, химических и смешанных волокон;
  • макулатура бумажная и картонная необработанная;
  • кость животных, собираемая в домашних условиях и на предприятиях общественного питания, санитарных и лечебных учреждениях (кроме указанных в п.4 настоящих правил);
  • твердые полимерные материалы.


Кроме того, в статье 6. СаНПиН 2524-82регламентируется сбор вторичного сырья на свалках, который разрешается производить только специально организованными бригадами с соблюдением всех необходимых мер предосторожности по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологической службы. Также разрешается заготавливать вторичное сырье, извлеченное из бытового мусора на механизированных мусороперерабатывающих заводах и обезвреженное в соответствии с настоящими санитарными правилами. Сбор вторичного сырья (металлолом, макулатура) школьниками регламентируется «Санитарными правилами по сбору школьниками вторичного сырья» №2398-81 от 02.06.81г., утвержденными Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР.

Постановление Правительства от 25 июня 1992 г. № 431 "О порядке сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней"разрешает сбор и первичную обработку лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней всем юридическим лицам и гражданам Российской Федерации на основании регистрационных удостоверений, выдаваемых Комитетом драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации. Специальный учет возложен на Российскую государственную пробирную палату и ведется согласно Приказа Минфина от 16 июня 2003 г. № 51н "О специальном учете организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями".Свидетельство о постановке на специальный учет выдается сроком на пять лет.

Порядок обращения и отчуждения лома и отходов черных металлов определяется "Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 года №369 "Об утверждении правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения". Согласно этим правилам, на каждую партию составляется приемосдаточный акт, который является документом строгой отчетности. В процессе переработки правила обязывают производить отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов цветных металлов с оформлением соответствующего акта. При транспортировке лома и отходов черных металлов груз должен сопровождаться документами, устанавливающими право собственности и удостоверением о взрывобезопасности. В соответствии с этими правилам, никто не вправе заготавливать бесхозный лом, т.к. в этом случае будут отсутствовать указанные документы.

Постановление Правительства РФ от 11 мая 2001 года №370 "Об утверждении правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения" вводит в действие Правила, регламентирующие организацию, порядок приема и учета лома и отходов цветных металлов, а также перечень документов и их формы. Согласно правилам, прием лома производится на основании письменного заявления лица, сдающего лом и отходы цветных металлов. Как и в случае приема лома и отходов черных металлов, составляется приемосдаточный акт строгой отчетности. Правила предписывают хранить отдельно бытовой и промышленный лом. Также предписано при транспортировке иметь документ о праве собственности и удостоверение о взрывобезопасности

Требования этих правил делают невозможным сбор и заготовку бесхозного лома и отходов черных и цветных металлов. Фактически разрешается только скупка.

Однако стоит отметить, что в соответствии с Законом "Об отходах производства и потребления" (ст.4 п.4) брошенные отходы могут быть обращены в собственность владельцем земельного участка, водоема или объекта, на котором находятся брошенные отходы. Таким образом, заготовитель также не имеет права обратить в свою собственность брошенные отходы, т.к. это право имеет только владелец территории. Фактически такую заготовку можно осуществлять по договору передачи прав собственности (купли-продажи, например). Причем, владельца территории можно принудить к ее очистке согласно Земельному Кодексу, Кодексу "Об административных правонарушениях" и Закону "Об охране окружающей среды".

"Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СП 2.1.7.1038-01" введены в действие Постановлением Минзрава РФ от 30 мая 2001 года №16. Согласно п.2.9 на полигонах не разрешается сбор вторичного сырья непосредственно из мусоровозного транспорта. Сортировка и селективный сбор отходов допускаются при соблюдении санитарно - гигиенических требований.

Сбор твердых, жидких бытовых и пищевых отходов, а также уборку населенных мест и объектов с обособленной территорией (пляжи, рынки, парки) регламентируют "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (СанПиН 42-128-4690-88).

Транспортные средства, используемые для перевозки вторичного сырья, должны регулярно подвергаться дезинфекции. Транспортировка вторичного сырья не должна производиться на пассажирском транспорте или транспорте, предназначенном для перевозки пищевых или сельскохозяйственных отходов.

"Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03", введены в действие 15 июня 2003 года. Правила распространяются на объекты по размещению и обработке отходов производства и потребления, включая приемные пункты вторичного сырья, мусороперерабатывающие заводы и мусоросортировочные станции. Правила допускают временное складирование отходов в приемных пунктах сбора вторичного сырья, а также временное складирование отходов IV класса опасности вне территории предприятия.

Регулирование отношений между потребителями и исполнителями в сфере услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, в части защиты прав потребителя, осуществляется в соответствии с "Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года №155.

Регламентация лицензирования деятельности

Отходы образуются в процессе любой деятельности человека, в быту, на производстве, в учреждениях и на транспорте. Таким образом, согласно положениям закона "Об отходах производства и потребления" и утверждению, что все отходы опасные, следует, что лицензию на обращение с опасными отходами должны иметь все юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности). Постановление Правительства от 26 августа 2006 г. № 524 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности" устанавливает лицензионные требования к предприятиям, деятельность которых связанна с обращением опасных отходов, перечень предоставляемых документов, и требует проведение экологической экспертизы намечаемой деятельности. Лицензирование проводит Ростехнадзор согласно "Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов", утвержденному Приказом Ростехнадзора от 10 декабря 2007 г. № 848.

Постановление Правительства от 14 декабря 2006 г. № 766 "О лицензировании деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов" устанавливает требования к предприятиям, занимающимся вторичными черными и цветными металлами.В частности, лицензионные требования определяют минимальное техническое оснащение предприятия и необходимую квалификацию персонала. Положение не распространяется на оптовую торговлю ломом черных металлов (транзитные поставки).

Лицензионные требования к деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов накладывают существенные ограничения для предприятий малого бизнеса. В случае, когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель занят только сбором металлолома, ему согласно лицензионному требованию вменяется иметь производственные площади, ломоперерабатывающее оборудование и лабораторию, что для этого вида деятельности ненужно. Эти ограничения также тормозят развитие раздельного сбора бытовых (коммунальных) отходов, таких как бытовая техника, отработанные аккумуляторы и элементы питания, электроника и пр.

Алексей Масленников
НП "ВторРесурс"