Великий французский архитектор, художник и декоратор Луи Сью: «Эволюция нашего вкуса определяется обстоятельствами. Сегодня различные факторы - бедность, трудовой кризис, массовое производство и скорость, которая диктует форму лайнера, локомотива или автомобиля - приводит нас к устранению орнамента, который нам больше не нужен. Экономические решения сливаются с решениями красоты. Они ведут нас к классицизму»
Луи Сю родился в Бордо в древней благородной семье, получил образование архитектора и увлекся живописью.
В 1893 году он поступил в Школу Изящных Искусств, где изучал живопись в мастерской Виктора Лалу (1850–1937).
В этот период он также изучал архитектурный дизайн и уже был награжден медалями за свои работы.
Диплом он получил в 1901 году, уже будучи одним из основоположников только-только зарождающегося стиля ар-деко.
В Beaux-Arts Сю подружился с художниками: Пьером Боннаром, Роже де Ла Френе, Андре Дереном и Андре Дюнуайе де Сегонзаком.
В 1902 году Салон Независимых и Осенний Салон показали его работы как работы Большого Мастера.
Тогда же Сю, вместе с Полем Юаром (Paul Huillard) открывает кабинет архитектора и они создают свои первые дома, желая стать частью авангарда.
Начиная с 1903 года Сю иПоль Юарсотрудничали в строительстве мастерских художников, отелей, многоквартирных домов и других зданий в Париже на улице Кассини,бульваре Распайибульваре Монпарнас:
Вот лишь некоторые адреса, дома 1903-1912 гг, сохранившиеся до наших дней:
1903 - Отель Черняховский, на улице Кассини, 7, 14-й Париж, (Hôtel Czernichowski au 7 rue Cassini, Paris 14e);
1903 - Отель Лоран, на улице Кассини, 5 в Париже для художника Жана-Поля Лорана, (Hôtel Laurens, 5 rue Cassini à Paris pour l'artiste peintre Jean-Paul Laurens);
1903-1904 - Многоквартирный дом на улице Кассини, 1, для вдовы миссис Андре, (Immeuble de rapport au 1 rue Cassini, pour Mme veuve André);
1906 - Отель Люсьена Симона и пары художников Жанны Симон на улице Кассини, 3, 14-й Париж, (Hôtel de Lucien Simon et Jeanne Simon couple d'artistes peintres au 3 bis rue Cassini, Paris 14e);
1908-1912 - на бульваре Монпарнас, 126, группа зданий мастерских, (au 126 Boulevard du Montparnasse);
1909 - Отель Couture от Paul Poiret, 26 rue d'Antin, Париж 8, (Hôtel de couture de Paul Poiret, au 26 rue d'Antin, Paris 8e);
1910 - Витрина в стиле ампир для магазина Martine, созданная по заказу Поля Пуаре, который спроектирует интерьеры;
(devanture de style empire pour le Magasin Martine, commande de Paul Poiret qui concevra les intérieurs);
1910 - Многоквартирный дом на авеню Эмиль-Дешанель, 23, 7-й Париж, (Immeuble de rapport au 23 Avenue Émile-Deschanel, Paris 7e);
1911 - Château de La Fougeraie в Брюссел для Поля Виттука, (Château de La Fougeraie à Bruxelles pour Paul Wittouck);
Замок де Ла Фужере (Château de La Fougeraie) 1911 год, спроектированный Сю для Поля Виттука и украшенный Гюставом Луи Жольмом:
1912 - Вилла Жанны Пакен, 33 rue du Mont-Valérien, в Сен-Клу в Верхней Сене (Villa de Jeanne Paquin, 33 rue du Mont-Valérien, à Saint-Cloud dans les Hauts-de-Seine);
Почерк Сю неизбежно сочетал понимание и уважение к традиционным формам с готовностью исследовать новое.
Луи Сю проектировал здания, которые сразу же признавались шедеврами, и проектировал интерьеры-шедевры, в том числе: интерьеры четырёх пассажирских лайнеров - "Титаник", "Иль де Франс", "Нормандия"и "Жан-Мермоз":
В 1910 году Сю поехал с Полем Пуаре в Вену, чтобы посетить Wiener Werkstätte.
Там Сю познакомился с кубизмом и это повлияло на его архитектурные проекты.
Он выставил полную обстановку комнаты на "Осеннем салоне" 1910 года и будет участвовать в парижских "салонах" до конца своей карьеры.
Sue и Huillard прекратили свое сотрудничество в 1912 году - гибель "Титаника" значительно надломила психику гения, ввергнув его в тяжелую депрессию, но не сломив воли и духа. В 1912 Сю возвращается к живописи в поисках «нового стиля» и открывает кабинет дизайна интерьера.
Sue присоединился к другим художникам, чтобы создать L'Atalier Français - кооперативное предприятие, которое позаимствовало организационную идею у Wiener Werkstätte. В состав группы входили Луи Сю, Роже де Ла Френе, Андре Гроулт, Гюстав Луи Жольмом и братья Андре и Поль Вера.
Андре Вера написал манифест, в котором определил цель группы как объединение традиционных и современных идей для привнесения ясности, порядка и эстетического единства в дизайне интерьера.
Во время войны ателье было распущено.
Луи Сю призвали в армию, он служили на юге Греции, продолжая впитывать в себя античный канон.
В 1919 году Луи Сю, Андре Маре и Гюстав Жольмом совместно оформляли парижские парады Победы, не забыв уделить особого внимания Греции:
Понадобилось десятилетие и война, чтобы Луи Сю отстоял себя у целиком охватившего его горя и у нездоровой, незаживающий раны-мысли о собственной причастности к судьбе "Титаника" - болезненная мысль о том, что это, якобы, он "принес неудачу лайнеру", не покидала и истязала его.
В 1919 вместе с Андре Маре стал соучредителем компании Compagnie des arts français (Французская художественная компания), которая производила мебель и предметы интерьера в стиле ар-деко:
А в 1921 году они опубликовали свои межконтинентальные проекты мебели, обоев, гобеленов, столового серебра и керамики.
Компания наняла много художников и мастеров, чтобы удовлетворить потребности своих искушенных и богатых клиентов в оформлении интерьера, а его имя зазвучало на американский манер Луи Сью.
Метрополитен-музей приобрел предметы их мебели еще в 1923 году.
Их работы в стиле ар-деко, обычно с цветочным орнаментом, были одновременно элегантными и практичными.
Сью и Маре создавали интерьеры, как для посольства Польши в Париже,
так и для домов, магазинов и фабрик, в том числе для Жана Пату:
Сью и Маре утверждали, что модерн был основан на синтезе изобразительного и декоративного искусства.
Их коммерческие проекты часто имели упрощенные формы с богатыми материалами:
В 1922 году Сью спроектировал промышленный город Ланс-Мерикур (Па-де-Кале) для французской компании Северной железной дороги.
Город был разрушен во время Первой мировой войны, погибло более половины его жителей,
Стояла сложнейшая задача, создать полностью похожий на прежний, но современный город, восстановив каждую былую постройку.
В 1922 году "Французская компания искусств" получила финансовую поддержку от Гастона Монтё, владельца обувной фирмы Рауля.
Сью и Маре снова работали вместе для Международной выставки современного промышленного и декоративного искусства 1925 года в Париже, где они построили музей современного искусства и павильон Фонтэн на Эспланаде Инвалидов, посвященный слесарным работам, моделям фонтанного дома, декоративным слесарным работам, дверям, окнам и мебели.
Они показали роскошную комнату в большом салоне с мебелью, ковром, обоями и украшениями в новых формах,
связанных с традиционным дизайном.
В том же году они сотрудничали во внутреннем убранстве лайнера «Иль де Франс» (SS Île de France), для Компании Женераль Трансатлантик. Судно было первым капитальным океанским лайнером, построенным после окончания Первой мировой войны, и было первым лайнером, декорированным в стиле Ар-деко.
Сью с огромным трудом убедили участвовать в создании интерьеров своего второго лайнера, но он приступил к делу, хотя и с болезненной мыслью об "искуплении".
Луи Сю, или Сью из Mare (примеч. Маре – модный район, расположенный в IV округе Парижа),
разработал дизайн всех флаконов и коробок духов для Жана Пату:
Также он разработал флаконы для других парфюмеров, в том числе флакон для "Le Dandy" D'Orsay (Ле Денди Д'Орсе).
Слоган духов в газетной рекламе 1925 года звучал: «Первые цветы раннего лета».
Помимо индивидуальных заказов и уникальных моделей, «Compagnie des Arts Français» работала над серийным производством специально для районов Франции, пострадавших после Первой мировой войны:
Одним из их последних проектов «Compagnie des Arts Français» была отделка частного особняка Жанны Ренуардт.
Монтё продал «Compagnie des Arts Français» универмагу Galeries Lafayette в 1928 году.
Новые владельцы пригласили Жака Адне, дизайнера-модерниста, Сью и Маре покинули основанную ими фирму из-за разногласий с Адне.
После ухода из Французской компании искусств, Луи Сью работал независимым архитектором-декоратором и проектировал здания для различных известных деятелей.
Между 1929 и 1931 годами он построил баскскую виллу в Устарице для Жана Пату и принял участие в создании интерьеров "Нормандии",
Между 1934 и 1937 годами он реконструировал для Елены Рубинштейн ветхое здание Hôtel Hesselin на набережной Бетюн в Париже, превратив его в элегантный и роскошный особняк, а в 1936 году был избран офицером.
Он также благоустроил институт красоты Рубинштейн на улице Фобур-Сент-Оноре.
И участвовал в конкурсе на декор дворца Трокадеро для Exposition Internationale des Arts et Techniques dans la Vie Moderne 1937 года и сотрудничал с Жаном и Эдуардом Нирманами (сыновьями Эдуарда-Жана Нирманов) в строительстве театра нового дворца.
Сю был казначеем Общества художников-декораторов с 1936 по 1937 год.
В 1939 году был назначен президентом Общества художников-декораторов.
Для своего Салона он разработал уличное оформление и стенды Хелены Рубинштейн и Луи Сью.
Он же построил Французскую деревню для Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939 году.
Сью жил в Стамбуле и читал лекции в Институте изящных искусств во время Второй мировой войны (1939–1945).
Когда 9 февраля 1942 года произошла катастрофа "Нормандии", Луи Сью назвал это крахом себя.
После войны он построил промышленный город в Рюп-сюр-Мозель, Вогезы, музей Благовещения в Сен-Тропе и множество вилл и особняков.
Он также создал театральные декорации и интерьеры, в том числе интерьер корабля СС «Жан-Мермоз» в 1957 году.
Луи Сю умер в Париже 7 августа 1968 года, в возрасте 93 лет, оставив нам величайшее наследие архитектуры, декора и живописи,
известное каждому в той или иной степени, но с упоминанием имени самого гениального автора лишь иногда.
Луи Сью: «Эволюция в нашем вкусе определяется обстоятельствами. Сегодня различные факторы - бедность, трудовой кризис, массовое производство и скорость, которая диктует форму лайнера, локомотива или автомобиля - приводит нас к устранению орнамента, который нам больше не нужен. Экономические решения сливаются с решениями красоты. Они ведут нас к классицизму»