Герлен, Загадочная история легендарной семьи парфюмеров. Элизабет Де Фейдо, Часть 10.

Спрос на косметику невероятно возрос, поэтому вскоре были изобретены и другие станки.

На производстве рисовой пудры использовались машины братьев Байер на подвижных платформах.

Использовались грохотчицы, отсеиватели, смешиватели для мыла, пудры и помады, мотальные машины, прессы для гранул и зубных паст, машины для чистки, заполнения и герметизации флаконов.

Уже довольно долгое время Герлены делали закупки у Chiris, династии парфюмеров из Грасса, начавшей свое восхождение при Старом режиме.

Первая империя закрепила их успех.

Ансельм, сын Антуана, принял дела, когда его отец скончался в возрасте восьмидесяти восьми лет.

Ансельм работал на благо предприятия с 1798 года.

С тех пор он без устали торговал на зарубежных рынках, в Германии, Вене.

Даже отправился совершенствовать свое мастерство в Англию, поскольку увлекся изучением эфирных масел.

В 1842 году его дело перешло к сыну Леопольду.

Дом Chiris был флагманом индустрии Грасса.

В 1850 году годовой оборот компании составил свыше 500 000 франков.

Шири владели четырьмя заводами и двумя сотнями перегонных аппаратов.

Леон Шири быстро наладил плантации и заводы в Африке, как только начались колониальные завоевания.

В Алжире он создал огромнейшее владение Domaine Sainte-Marguerite: на 800 гектарах были посажены апельсиновые деревья, эвкалипт, кассия, герань.

В Китае он также приобрел поместье, снабжавшее его мускусом.

В Тонкине у него были сады, приносящие ему урожай звездчатого аниса.

Из Кончинчина он получал бензоин, в Инсулинде (Индонезия), на острове Келебес и на Филиппинах для него выращивали пачули и мелиссу лимонную, а на Коморских островах и Мадагаскаре – Иланг-иланг, ваниль, ветивер, лемонграсс и корицу.


К 1891 году продукция Грасса получила всемирную известность.

Королева Виктория даже сделала там остановку во время своего путешествия.

Леон Шири, ставший сенатором, лично показывал королеве свой завод.

Несомненное достижение для династии промышленников!

Крутой поворот

Подобное невозможно было предугадать.

Для семьи Герленов наступил переломный момент.

Это произошло во время Всемирной выставки 1867 года, разместившейся на Марсовом поле. Н

а международную площадку пригласили даже колонии, предлагавшие парфюмерам новые ингредиенты.

Парфюмерия была представлена как самостоятельная отрасль.

Был заявлен 61 участник, 37 из них удостоились наград, в том числе семи золотых и серебряных медалей.

Эме и Габриэль решили воспользоваться удобным случаем.


Эме создал специальный парфюм, Bouquet de l’Exposition, в духе Дома Guerlain, состав которого держался в строжайшей тайне.

Новинка удивляла изысканностью и стойкостью аромата.

Желая достойно представить сообщество парфюмеров, Эме вызвался быть его представителем. Он поработал вместе с Альфонсом Пиве, Жан-Батистом Желле и Чарльзом Галле, чтобы организовать парфюмерную экспозицию и построить павильон в лучшем месте. Посетители приходили посмотреть на различные помещения. Особое внимание привлекали арабские и мексиканские павильоны, поражавшие воображение. Дом Guerlain получил множество медалей и признание публики.

Универсальная выставка закрыла свои двери через несколько месяцев, когда на улице раздались первые выстрелы. Вторая империя висела на волоске, а Франция ввязалась в войну против Пруссии.

Дом Guerlain переживал не лучшие времена. Эме и Габриэль наблюдали за драмой, разыгравшейся в Париже. Второго сентября 1870 года Наполеон III был взят в плен под Седаном. Два дня спустя с балкона отеля Гамбетта[35] провозгласил Республику. Было создано правительство народной обороны, но с 18 сентября Париж оказался в осаде. Столица познала холод и голод, а также бесконечные страдания, которые затронули почти все слои общества. Мирный договор был подписан только в январе 1871 года.


Договор, однако, расколол французов на два лагеря. Один из них восстал. Так было положено начало Коммуне и революционному движению.


Герлены находились в первых рядах борцов, помогая крушить Вандомскую колонну[36]. Они стали свидетелями пожаров в Тюильри, казней, учиненных коммунарами, и, наконец, ужасающих репрессий Тьера[37], стремившегося восстановить в Париже порядок. Герлены позаботились о том, чтобы Кларисса с детьми укрылась в Менёль.

Именно тогда Дом Guerlain создал знаменитый крем Crème Camphora, который продавался в красивой жестяной коробочке. Кроме того, Guerlain выпустил Ne m’Oubliez Pas, первую губную помаду для многократного использования, которая продавалась в чехле, а тюбик по запросу заполнялся содержимым. Кларисса так много рассказывала о помаде, что все ее приятельницы мечтали попробовать новый продукт. С тех пор прекрасные представительницы буржуазии стали красить губы помадой с ароматом свежей розы.

Дом Guerlain не сетовал на удары судьбы, а выпускал все новые товары. Их краска для волос сопровождалась подробнейшей инструкцией. Все было довольно просто. Сначала волосы нужно было обезжирить при помощи нескольких желтков, затем высушить, а потом на них требовалось нанести красящую пудру. Средство закрашивало седину, а также могло превратить шатенку в блондинку. Само появление такой краски для волос уже было революцией. Новинка немного помогала отвлечься от всех испытаний, выпавших на женскую долю.

Порой братья Герлен задумывались о том, какое нелегкое дело досталось им по наследству. Однажды они предприняли попытку отказаться от классического распределения задач, сделав упор на трех направлениях: завод и производство, товары и магазины, бухгалтерия и споры. Этот подход оказался неэффективным.

В 1872 году они решили основать компанию, в которой Габриэль будет заниматься административными вопросами, а Эме – производством. Подпись юридического лица до 1889 года оставалась у Эме, а позднее это право появилось у Габриэля.

В круговороте дел у Габриэля родились два сына, Пьер (1872) и Жак (1874).

Преемственность снова была восстановлена.

С течением времени компания претерпела и другие изменения.

Второго августа 1878 года Эме и Габриэль основали полное товарищество.

Эме проживал в доме 5 по улице Мира, а Габриэль – в доме 5 по Рю-дю-Авр, рядом с вокзалом Сен-Лазар.

Целью товарищества было производство и продажа парфюма, мыла, эфирных масел и аксессуаров.

Эме позволил 37-летнему Габриэлю управлять коммерческой стороной дела и заниматься мыловарней, которая стала лабораторией по проверке запахов. Одиннадцать лет спустя, 25 июня 1889 года, произошло новое изменение в статусе.

Эме переехал в дом 69 по Рю-дю-Роше, а Габриэль – в особняк на рю Лежандр.

Оба брата имели право подписи.

Также они договорились о том, что в случае смерти или недееспособности Габриэля Эме сможет возглавлять общество в течение трех лет, чтобы составить конкуренцию наследникам Габриэля.

Итак, все эти годы Герлены работали не покладая рук ради процветания своей компании.

Они исполнили клятву, данную отцу, и могли гордиться результатом:

Дом Guerlain избежал войн за наследие.

Они были готовы встретить грядущий XX век.

1889-й: переходный год

На дворе стоял май 1889 года.

Несмотря на то что в стране витал дух мщения Пруссии и зарождалось буланжистское движение[38], президент страны Сади Карно открыл юбилейную Всемирную выставку, совпавшую с 100-й годовщиной Великой французской революции. Это был удачный момент, чтобы напомнить молодой республике о ее ценностях и их значении. На сей раз внимание парижан привлекали два аттракциона: машинная галерея (огромный холл, сделанный из стекла и металлических балок) и, разумеется, Эйфелева башня, которая на долгие годы останется самым высоким сооружением в мире.

Парфюмерам тоже было что показать посетителям, и они отнюдь не напоминали бедных родственников.

Отрасль представляли 138 человек.

Профессиональное жюри возглавил Эме Герлен, которому помогал Поль-Эмиль Лекарон, представитель Дома Gellé.

Витрины, созданные архитектором Францем Журденом, были навеяны колоритом XVIII века, любимым периодом парфюмеров: это время нам сложно представить без маркиз с напудренными лицами, экстравагантными прическами и лорнетами.

Один из членов жюри даже заметил, что он словно попал на стоянку дорогих паланкинов. Однако это не помешало Франции и ее павильоны получили множество наград.

Парфюмеры и ювелиры ценили своих помощников, поэтому жюри был отправлен циркуляр с указанием имен химиков, рабочих и мастеров, которые «исследованием, работой или прилежанием способствовали успеху Дома».

С тех пор Герлены, как никто другой, символизировали французскую элегантность и утонченность.

Они часто упоминали свои многочисленные титулы, будучи официальными поставщиками коронованных особ: королевы Виктории, испанской королевы Изабеллы, императрицы Австрии, Великого князя Павла Александровича.

Однако братья не почивали на лаврах и продолжали работу над новыми ароматами. 

Le Bouquet Princesse Amélie de Furstemberg, L’Eau de Cologne Russe, а также духи, созданные для королевы Румынии, стали их шедеврами.

Прошло несколько лет с тех пор, как известные Дома осознали преимущества участия в профессиональной организации, которая могла бы представлять их интересы.

С момента роспуска официальных комитетов Эме Герлен и Шарль Галле призвали своих собратьев по цеху к объединению.

Двадцать пятого июня 1890 года учредили Синдикат парфюмеров Франции, которому присвоили регистрационный номер 531 в префектуре Сены. Первый президент был избран на чрезвычайном общем собрании.

Им, конечно же, стал Эме, выполнявший эту функцию на протяжении шестнадцати лет.


Заручившись поддержкой директоров самых престижных французских Домов, он взял в свои руки судьбу французской парфюмерии.


Однако далеко не все решили присоединиться к этому движению.

Причина тому – строгие критерии; некоторые производства отказывались без объяснения мотивов.

В первый год в состав Синдиката вошли не более пятидесяти Домов.

Однако с течением времени возник настоящий «дух братства».

Сплоченный и осознающий свои обязательства Синдикат будет участвовать в наиболее массовых кампаниях.

К бросившему вызов бутику на улице Мира присоединились другие салоны класса «люкс», в том числе и торгующие парфюмерией.

С начала шестидесятых годов XIX века они стали постепенно концентрироваться в первых четырех арондисманах.

Центр города преобразился – не в последнюю очередь благодаря усилиям барона Османа, который хотел построить современную, блестящую столицу.

Париж стал настоящим городом света; его огни притягивали людей со всех концов Европы.

И не последняя роль в растущей популярности города отводилась парфюмерам.

Достаточно было взглянуть на бутик братьев Герлен, чтобы убедиться в этом.

Атмосфера в нем царила столичная, не менее помпезная, чем во дворцах Тюильри и Компьена: темная мебель из красного и эбенового дерева, огромные витрины, позволявшие рассмотреть товар, яркое освещение массивных роскошных люстр, которые, казалось, символизировали статус Дома.

За угловой кассой стояли продавщицы.

Совет здесь ценился столь же высоко, как и продажа, поэтому каждая сотрудница свободно ориентировалась в товарах.

Сюда часто заезжала Кларисса.

Она давала советы, наблюдала за работой девушек и призывала их выказывать больше почтительности в отношении клиентов, но сохранять строгость делового этикета.

Супруга Габриэля изобрела для себя новые обязанности: она женским взглядом оценивала обстановку в бутике, пытаясь смотреть на происходящее глазами клиентки.

Успех в делах, возможно, этого не требовал, однако Габриэль и Эме прислушивались к ее мнению.

Кларисса всегда говорила дельные вещи.

Все было направлено на упрочение и без того блестящей репутации Дома Guerlain.

Буржуазия XIX века стремилась к накопительству и не бросала деньги на ветер.

Следовало понимать, что покупка парфюма воспринималась буржуа как инвестиция.

Эме и Габриэль должны были превратить приобретение духов в осмысленный, элитарный акт, свидетельствующий о принадлежности к высокому обществу.

Таким образом, во время Второй империи духи, туалетная вода и мыло стали социальными маркерами, свидетельством не столько богатства, сколько хорошего вкуса.

Бальзак не ошибся, когда указывал на связь аромата и происхождения.

Эти ольфакторные знаки выражали различие между буржуа с Шоссе-д-Антен и аристократом из Сен-Жермена.

После Революции 1789 года привычная символика постепенно исчезла из обихода.

Несмотря на обманчивость внешности, Герлены, тем не менее, легко расшифровывали, а потом своим продуктом поддерживали легенду клиента.

Вот почему выбор парфюма был такой непростой задачей и требовал необыкновенно радушного приема.

Парфюм стал социально значимым фактором, указывающим на умение жить.

1  2  3  4  5  6  7  8  <<< назад 9  

вы завершили чтение 10 части  

далее >>> 11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21

главная страница сайта Музея

в магазин винтажных духов Музея

©Московский Музей Парфюмерии. Официальный сайт. Все права защищены ФЗ РФ "О Музеях в РФ" 
Материалы не могут быть воспроизведены/использованы без письменного разрешения правообладателя