Герлен, Загадочная история легендарной семьи парфюмеров. Элизабет Де Фейдо, Часть 9.

В «Величии и падении Цезаря Бирото» Бальзак стремился «описать нравы парижских торговцев» и изобразить буржуа, выходцев из мелкой торговли. Торговец Попино, ставший впоследствии зятем Бирото, создал кефалическое масло, проявив свой новаторский дух. Он стал первой ласточкой в новом поколении парфюмеров: «Я думал, что эпоха легких и приятных буклетов осталась позади; мы вошли в период, тесно связанный с наукой. Теперь всем было нужно иметь вид ученого и определенный авторитет, чтобы понравиться публике». Попино запустил рекламную кампанию кефалического масла. По всей столице были расклеены две тысячи афиш, которые привлекли всеобщее внимание и сделали состояние парикмахерам, производителям париков и парфюмерам.


В этом романе представитель любой профессии мог почерпнуть для себя полезные сведения. Там побеждал Попино, а Бирото, запутавшись в неудачных инвестициях, проигрывал. В образе Попино воплощалось «свежее дыхание» времени: простые ремесленники и владельцы лавок становились промышленниками.


Модернизация города постепенно вытеснила парфюмеров Парижа на периферию. С одной стороны, им требовалась большая площадь, с другой – они хотели избежать пошлин. Именно поэтому уход из Парижа был необходимостью и неоспоримым преимуществом, ведь почти 90 процентов товаров шло на экспорт. Герлены последовали примеру конкурентов. Однако, чтобы поддержать свой престиж и привычные удобства, они не желали удаляться на значительное расстояние от Парижа. Отчий дом и магазин так и остались в черте города. Западная часть столицы – отличное решение данного вопроса, так как территория располагалась по соседству с модными кварталами, где находились магазины знаменитых парфюмеров. Именно поэтому деревня Левалуа стала излюбленным местом для производства парфюмерной продукции. Ее близость к Парижу, бесплодие почвы и открытие Елисейских Полей стали ее главным козырем. Электричество стоило не очень дорого и имелась своя станция, служившая чем-то вроде вокзала, что привлекало многих производителей. Спустя какое-то время деревня превращается в своеобразный «парфюмерный город».


Как обычно, Дом Guerlain находился в числе пионеров. Герлены построили свой первый завод перед нынешней площадью Этуаль, потом в Пасси и, наконец, в Коломбе. Завод стал их приоритетом. Он выглядел очень солидно; центральная труба постоянно дымила и немного напоминала башню замка, а подсобные строения расположились в виде квадрата. На этом флагманском корабле командовали братья Герлен. Они управляли экипажем, проявляли инициативу и решали возникающие проблемы. Делали они это со строгостью, не забывая, однако, о нежности, которую проявлял их отец.
Каждое утро братья приходили туда, встречались с рабочими, ходили между рядов, выслушивая жалобы, делая замечания и приободряя работников. Со своей стороны, рабочие никогда не забывали о девизе семьи Герлен, высеченном на фасаде, и были благодарны за то, что Эме и Габриэль трудились наравне со всеми, не жалея своего здоровья. За свой труд они получали зарплату более высокую, чем в других отраслях промышленности. Персонал по большей части состоял из женщин. Именно они преобладали в упаковочном цехе, поскольку работа там требовала осторожности и деликатности. Работницы вручную закупоривали флаконы и делали бодрюшаж, обматывая горлышко золотой или серебряной нитью, завязывая узелки и распушая кисточки специальной щеткой. Братья Герлен уважительно называли своих работниц «дамами стола», настолько их труд был важен для поддержания марки Дома Guerlain.
Подобное отношение не было случайным. По мнению Эме и Габриэля, оно формировало нужный рабочий настрой.

Это была настоящая семья, связанная не узами крови, а профессиональной общностью.


Именно поэтому завод в Коломбе стал предметом гордости Габриэля и Эме. Его изображение присутствовало на первой странице всех каталогов. Многочисленные публикации в прессе отмечали современность, чистоту производства, высокую организацию труда и довольство персонала, который, согласно примете того времени, почти весь состоял из грамотных людей. Дом Guerlain продолжал внедрять новые приемы в сфере парфюмерии.


Несмотря на все усилия, торговлю настиг кризис. Эме и Габриэлю приходилось быть изобретательными, чтобы удержать корабль на плаву. К большому счастью, открытия инженеров и химиков, а также использование энергии пара и станков значительно облегчили производство новых товаров, мыла (производившегося теперь «горячим методом»), экстрактов, туалетной воды и зубной пасты.


Индустриализация технологического процесса закрепилась в двух основных направлениях производства парфюмерии. Первое направление связано с экстракцией (Прованс, Италия, Испания, Алжир и Индия). Второе – производство и упаковка готовых продуктов, мыла, парфюма и косметики. Фабрики имелись в Лондоне и Париже. Производитель мог вести деятельность только в крупнейших городах – по практическим соображениям. Поэтому Грасс и Париж поделили влияние на парфюмерную индустрию. В первом производилась экстракция необходимых компонентов, во втором на основе этих компонентов создавали конечный продукт, который после упаковки поступал в продажу. В обоих городах внедрялась механизация. (Этот период продолжался с 1860 по 1889 год.) Производство претерпело изменения. Пар существенно упрощал процессы дистилляции и экстракции, так как применялись более мощные прессы. Механизация, внедрявшаяся при производстве мыла, постепенно охватила всю парфюмерную отрасль. Появились прессы, измельчители сырья и распылители. Примитивный перегонный куб усовершенствовался, стал объемнее и теперь работал на паровой тяге.


Что касается дистилляции, с помощью пара удалось улучшить качество эфирных масел. Процесс состоял в медленном выпаривании пахучего вещества и последующей конденсации паров путем охлаждения. Струи пара направлялись на растительное сырье, помещенное в огромную парилку, которая соединялась трубкой с резервуаром, наполненным холодной водой. Пар, насыщенный эфирными маслами, поступал во второй отсек, где конденсировался в виде маленьких капелек, которые бережно собирались в проточную воду и помещались в специальный сосуд. Этот продукт, «дистиллят», содержал цветочный или растительный абсолют в концентрированной форме.


Главная особенность этого метода заключалась в использовании салицилатов[33] для ускорения процесса извлечения эфирного масла.


Этот метод, доведенный до совершенства инженером Шмидтом, позволил значительно увеличить выход продукта.
Кроме того, было модернизировано оборудование, которое позволяло очистить эфирные масла от примесей. С 1857 года Пиве также использовал метод Мийона, или дистилляцию с помощью сероуглерода, особенно для экстрагирования абсолютов ириса и гелиотропа, двух наиболее ценных масел.


Герлены, неизменно нацеленные на улучшение качества, применяли масла без терпенов[34], которые стали появляться в продаже с 1880 года: бергамот, лаванда, мята, тимьян и тмин. Все эти сложные технологии – мацерация, поглощение и анфлераж – требовали чутких женских рук.


Габриэль Герлен радовался всем нововведениям, которые способствовали обогащению.
Он постоянно совершенствовал производство, откликаясь на возможности технического прогресса.
Все унаследованные у отца практики Габриэль бережно хранил.
Пятнадцатого мая 1896 года он получил патент на «процесс очищения и дезодорирования нефтяных эфиров и газолинов».


В своей заявке он объяснил способ, позволявший получать пахучее вещество с запахом, напоминавшим запах чистого бензина или хлороформа.
Вместе с патентом Габриэль получил право на эксклюзивное использование данного процесса сроком на пятнадцать лет.

Герлены, шаг за шагом, заменяли кустарные инструменты станками и внедряли новые технологии.

Поэтому мыло теряло около 30 процентов влажности за три дня, а не за три месяца, как было раньше.

Пресса часто писала об их белом китовом мыле Sapoceti, которое мылилось гораздо лучше и обладало смягчающим эффектом.

Их ароматы с розой, гвоздикой, геранью, флердоранжем или вербеной пьянили высшее общество Второй империи.

Масла с добавлением миндаля кружили дамам голову, а пачули и шипр заставляли их трепетать. 

Guerlain также предлагали своим клиентам «мыло Императрицы», мыло с экстрактами салата латук или альтеи, мыло Неаполя или настоящее кастильское мыло.

Дом Guerlain придавал огромное значение туалетному мылу.

Его производство было механизировано, поэтому в день выпускалось до шести тысяч кусков.

1  2  3  4  5  6  7  8 <<< назад  

вы завершили чтение 9 части   

далее >>> 10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21

главная страница сайта Музея

в магазин винтажных духов Музея

©Московский Музей Парфюмерии. Официальный сайт. Все права защищены ФЗ РФ "О Музеях в РФ" 
Материалы не могут быть воспроизведены/использованы без письменного разрешения правообладателя